Мастер магазина 1С-Битрикс. Обзор, настройки и советы
Среди новинок 15 Битрикса особое место занимаем модуль Мастер Магазина, основы работы с которым и рассмотрим сегодня. У всех обладателей новых лицензий мастер установлен изначально, у владельцев активных ключей мастер устанавливается в процессе обновлений до версии 1C-Битрикс: Управление сайтом.
Где искать мастер?
Кнопка запуска мастера доступна в Панели администратора на страницах раздела Магазин.
Рабочий стол > Магазин > Каталог товаров > Каталог > Список товаров
Например, в правом верхнем углу списка товаров
Или можете обратиться непосредственно к стартовой странице модуля, введя в адресную строку путь к мастеру после имени сайта
/bitrix/admin/storeassist.php
Интерфейс мастера настройки магазина
Интерфейс ассистента (мастера) весьма удобен и симпатичен. Построен вокруг 3-х основных разделов настроек и выполнен с применением элементов инфографики и геймификации
Раздел 1. Настройки интернет-магазина, без которых он не сможет работать.
Перечень базовых настроек, которые (скорее всего) уже произведены в вашем магазине. Раздел состоит из 5 тематических подразделов.
Большая часть тестов не могут быть выполнены в автоматическом режиме и служат больше для ознакомления с основным функционалом магазина.
1.1 Основные настройки - 9 подпунктов
Среди базовых (элементарных подсказок), не выполнить которые весьма сложно и без мастера, стоит обратить особое внимание на подпункт Реквизиты интернет-магазина. Именно данные, введенные в настройках данного пункта, выводятся во всех печатных формах Вашего магазина и именно их большинство администраторов забывает указать.
1.2 Ввод товаров, ввод остатков, цены - 5 подпунктов
Раздел содержит ряд важных пунктов. К важному и нужному следует отнести Количественный учет товаров в интернет-магазине и Настройка момента списания или резервирования товара. Оба эти подпункта ведут на одну и туже страницу настроек модуля Торговый каталог
/bitrix/admin/settings.php?lang=ru&mid=catalog
1.3 Интеграция с 1С:Предприятие 8 - 6 подпунктов
Несколько странно видеть данные подпункты в числе влияющих на общий рейтинг настройки магазина, учитывая, что далеко не все магазины интегрированы с 1С. В подопытном магазине мы просто проклацаем всем пунктам выполнено т.к он использует альтернативную системы учета.
Среднестатистический администратор (в лучшем случае) проклацает данные пункты на автомате, не попытавшись вдуматься в суть, т.к ничего в них не поймет. Настройкам, помещенным в этих пунктах, посвящены целые книги, однако стоит их изучить для общего понимания базовых настроек интеграции магазина с 1С.
1.4 Настройка платежных систем и служб доставок - 2 подпункта
Думаю не стоит кому-то напоминать о необходимости настроек Службы доставок и Методов оплат в магазине. Данные подпункты служат своеобразной шпаргалкой по быстрому доступу к соответствующим настройкам.
1.5 Основные SEO настройки интернет-магазина - 6 подпунктов
Важнейший из разделов мастера, который нужно не просто изучить, а тщательно прочитать и выполнить все рекомендации. На основе опыта нашей компании в каждом втором магазине, приходящем на поддержку ВСЕ 6 ПУНКТОВ не настроены или настроены неверно.
Содержание файла robots.txt напрямую влияет на сканирование магазина роботами и корректность индексации информации.
Лично я бы добавил еще 7 пункт - проверку настроек .htaccess файла в Битрикс.
Раздел 2. Интернет-магазин открыт, обработка заказов, повседневная работа
Второй раздел мастера касается повседневной работы магазина и содержит в себе 6 разделов. Все 6 подразделов можно использовать как шпаргалку по быстрому доступу к "тонким" торговым настройкам модуля Интернет-Магазин.
Следую традициям технического юмора: в мастере есть пункт про "открытие интернет магазина", но не совсем понятно когда и кто его закрыл :). Ссылки на открытие модулей отсутствующих в редакции и пр.
Отдельно стоит отметить оптимизм платформы в пункте Адаптивный дизайн. По мнению разработчиков, адаптивность - это "поддержка разрешений телефонов от iPhone 4 и выше", доля которых среди мобильных устройств порядка 7%.
Самый важный пункт второго раздела. Функционал, о котором действительно забывают. Архиинтересная функция Брошенные корзины покупателей, доступная всем по ссылке
/bitrix/admin/sale_basket.php
Раздел 3. Обслуживание интернет-магазина, следим за его здоровьем
Пункты третьего раздела во многом связаны с функционалом старших редакций и большинству пользователей покажут 404 страницу с ошибкой. Не совсем понятно зачем пункты включены во все редакции, но возможно это подправят.
Быстро пробежавшись по разделу, можно сделать вывод, что:
-
"Скорость работы интернет-магазина" - попса
все подпункты ведут на то, что и так понатыкано везде как самые распиаренные фичи -
"Распределение высоких нагрузок, масштабирование" - фантастика
ориентированная на владельцев редакции Enterprise -
"Техническая поддержка вашего интернет бизнеса" - демагогия
для ленивых открыть раздел справки или включить мозг в поиске
А вот на пункт "Безопасность интернет-магазина" стоит обратить пристальное внимание.
Если Двухфакторная авторизация OTP - это ноу-хау, доступное только владельцам 1С-Битрикс и нацеленное на абсолютную защиту административных доступов, то рекомендации пункта Сканер безопасности стоит изучить. Они доступны по ссылке:
/bitrix/admin/security_scanner.php
Все советы данной страницы нацелены на безопасность серверной части и должны быть максимально исправлены. Критические замечания необходимо исправить. Исправить их самостоятельно маловозможно. Вопросы по каждому из пунктов стоит адресовать своему хостеру или администратору сервера.
Геймификация или как достичь 100% эффективности магазина
Польстив себе и понаклацав "выполнено" даже в тех модулях, которых нет в редакции мы добились 100% в каждом из 3-х разделов, что дало 90% общей эффективности.

Как же достичь эффективности в 100%? Очень просто - начать продавать!
После выполнения рекомендаций мастер превращается в ассистента и сопровождает каждый день жизни проекта. Если сегодня вы продали на большую сумму, чем вчера - ассистент добавит 1% к эффективности. Если продали меньше или вообще не работали - отнимет 1%.
Данная незамысловатая эстафета может серъезно увлечь администратора и привнести в рабочие будни частичку развлечения. Геймификация всегда является плюсом, надеемся логика будет развиваться и в будущем, из данной штучки может получиться отличный мотивационный инструмент сопряженный с отчетами и замкнутый на личную эффективность менеджеров.
Выводы
Мастер настройки интернет-магазина - очень интересный инструмент с потенциально большим будущим. По шкале полезности существующим и новым магазинам твердое 4 из 5.
Шпаргалка полезности и применения на реальных проектах (по личному мнению автора публикации) выглядит следующим образом:
